-Это моя кукла!

-Нет, моя!
-Мама, она не дает мне играть!
-Мама, она отнимает мою куклу!
-Нет, это моя! 
И так далее и тому подобное…Такая картина знакома многим родителям, воспитывающим больше, чем одного ребенка, а уж если разница в возрасте между детьми небольшая, и они одного пола, то шансов, что такие стычки будут частыми – больше.

 



У каждого ребенка в семье, независимо от возраста, должны быть СВОИ игрушки, которые принадлежат только одному, конкретному ребенку. Ими ребенок дорожит, заботится об их внешнем виде, сохранности и т.п. Делиться такими игрушками ребенок может только добровольно, без всякого принуждения, как со стороны родителей, так и со стороны сестер-братьев.

 

Обладание собственными игрушками учит ребенка обращаться с собственностью, нести за нее ответственность, уметь ей распоряжаться по своему усмотрению: «Это твоя кукла. Если она тебе дорога, то заботься о ней сама. Если не хочешь, чтобы сестренка ее взяла, убери, не дразни сестру, ведь ей тоже нравится твоя кукла», или: «Это мишка твоей сестры, если хочешь поиграть, спроси, можно взять или нет?». «Ты уже не играешь этой собачкой, может, подаришь ее сестренке?». «Видишь, как твоей сестричке сильно хочется поиграть этой лошадкой? Может, поделишься?" Если ребенок отказывается делиться, текст может быть примерно такой: «Ну что же, это твое право, но будь готова, что и она может не захотеть делиться с тобой чем-то». Когда ребенок проявляет великодушие, обязательно похвалите: «Как приятно, что у тебя такое доброе сердце!» Большинство детей, старше трех лет, уже вполне способны понять такие послания. Когда старший ребенок интересуется игрушками младшего, допустимо, если все это будет говорить за малышку родитель - это поможет детям лучше усвоить такую модель отношений.

«Эксклюзивных», собственных игрушек у каждого ребенка обычно немного (2-3, иногда до 5 штук). Эти игрушки обычно являются подарком от значимого человека (родители, любимые бабушки-дедушки, друзья, сказочные персонажи с утренников), и очень дороги самому ребенку.

Все остальные игрушки могут находиться в совместном пользовании. Как правило, это:
игрушки для совместных занятий, которые дарятся обоим детям одновременно: наборы для сюжетно-ролевых игр ("больничка", посудка, кукольная одежда, гаражи, железные дороги и т.п.), конструкторы, игры с правилами (домино, мозаики и т.п.), мягкие игрушки и т.д. Обычно в совместные игры дети начинают играть, когда младшему ребенку исполняется примерно два с половиной - три года.

 

До этого времени, лучше игрушки, которые принадлежат старшему (особенно, которые малыш может повредить), убрать в недосягаемое малышом место. И конечно важно поощрять старшего ребенка делиться малышом своими игрушками, учить правильно играть с ними. Чем больше разница в возрасте у детей, тем меньше у них совместных игрушек, тем более тщательно они "охраняют" свои вещи и более болезненно относятся к тому, что другой ребенок в семье может повредить их "сокровище".


Покупать детям одинаковые игрушки конечно можно, особенно, когда им хочется одного и того же, и договориться играть по очереди или вместе без ссор, нет никакой возможности. Однако, по мнению психологов, покупать все игрушки в двойном экземпляре нет смысла. В жизни вне семьи, дети неизбежно столкнутся с тем, что придется делиться, договариваться, ждать своей очереди на игрушку и т.п. У ребенка, который научился делиться дома с родной сестренкой или братишкой, например, обычно не возникает проблем и с другими детьми.

 

Автор: Анастасия Пащенко, детский психолог