Методические разработки

Участники проекта: дети средней группы; педагоги ДОУ; родители.

Вид проекта: информационный, групповой, игровой.

Сроки реализации: январь – май 2019г.

Актуальность

Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).
В среднем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи.


Цель: формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека.

Задачи:
1. Способствовать формированию представлений у детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора.
3. Содействовать развитию активного словаря детей.
4. Побуждать детей общаться с взрослыми и сверстниками.
5. Содействовать развитию образного и пространственного мышления, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
6. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых, особенно уделить внимание профессиям родителей и сотрудников детского сада.
7. Способствовать формированию нравственных ценностей.
8. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
9. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
10. Создать условия для расширения у детей представлений о профессиях.


Предполагаемый результат
У воспитанников будут сформированы:
• представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов.
• представления о профессиях своих родителей.
• умение составлять описательный рассказ о профессиях с использованием опорной схемы.
• понимание значения слова «профессия» и значение выражения «все профессии важны».

Оценка результатов
В начале проектной деятельности организуются экскурсии для детей, на которых они ближе знакомятся с профессиями работников детского сада.
Беседы и презентации о профессиях, чтение художественной литературы, экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, изучение пословиц и поговорок о труде, творческая коллективная работа.
Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, участие родителей и детей в городском фестивале семейных проектов «Мастерславль»

Наблюдение. Наблюдение осуществляется в трудовой деятельности детей. Обращается внимание на активность участия дошкольников в общественно полезном труде. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.

Продуктивная деятельность. Свои знания и впечатления о профессиях взрослых дети отражают посредством продуктивной деятельности.

Этапы реализации проекта
№ Мероприятие Сроки реализации
I этап – «Подготовительный»
1 Изучение литературы по теме проекта январь
2 Опрос детей «Что я знаю о профессии своих родителей? январь
3 Беседа с детьми на тему «Кем я хотел бы стать, когда вырасту большой?» январь
II этап – «Организационный»
1 Оформление информационного стенда для родителей
февраль
2 Подбор художественной литературы в книжном уголке
февраль
3 Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок
февраль
4 Пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Мы - водители», «Мы – строители», «Больница» февраль-март
5 Подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями. февраль-март
III этап – «Познавательно-творческий»
1 Проведение целевых экскурсий по детскому саду
февраль-май
2 Беседы о профессиях родителей
апрель
3 Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)
февраль-май
4 Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр «Собери картинку», Кому что нужно», «Угадай профессию», «Что делает?» и др. февраль-май
5 Создание коллективной работы «Повар», рисование «Все работы хороши – выбирай на вкус», аппликация «Космонавт» апрель
6 Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны» Май
7 Конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий» Май

Результат проекта:
- Презентация проекта для всей группы детьми и родителями.
- Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.
- Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.
- Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.
- Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.
- У ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же как у одного из родителей.


Вывод:
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

В настоящее время у многих детей плохо развита мелкая моторика рук. Изучение развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, т.е. умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, внимание, связная речь.