В настоящее время у многих детей плохо развита мелкая моторика рук. Изучение развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, т.е. умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, внимание, связная речь.
Квиллинг – искусство бумагокручения. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью инструмента скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.
Занятия квиллингом – это не только развитие мелкой моторики рук, воображения, внимания, мышления, эстетики и т.д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.
Цель: Содействовать созданию условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, коммуникативной культуры. Познакомить детей с новой техникой обработки бумаги.
Задачи:
Образовательные:
* Продолжать расширять представления детей об окружающем мире;
* Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
* Продолжать знакомить с различными приемами работы с бумагой;
* Продолжать формировать умения, навыки и культуру труда;
* Продолжать закреплять умения работать с ножницами, клеем.
Развивающие:
* Продолжать развивать внимание, память и пространственное воображение;
* Продолжать развивать мелкую моторику рук и глазомер;
* Продолжать развивать зрительно-моторную координацию;
* Продолжать развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
* Продолжать формировать доброжелательное отношения друг к другу;
* Воспитывать интерес к искусству квиллинга;
* Продолжать воспитывать усидчивость, аккуратность;
* Продолжать воспитывать самостоятельность, инициативность.
Форма организации деятельности детей: групповая, коллективная.
Формы и методы работы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный ;
• наглядный (показ педагогом );
• практический (выполнение работ по схемам, по образцу и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Оборудование:
1) Полоски цветной бумаги, окрашенные с двух сторон.
2) Инструмент для скручивания бумаги.
3) Трафареты с круглыми отверстиями разного диаметра (линейка).
4) Пинцет (без зазубринок).
5) Ножницы.
6) Клей ПВА.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа кружка рассчитана на 1 год (с детьми средней группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Продолжительность занятия составляет 20 мин. Занятия проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май. Количество занятий: В месяц - 4; В год - 34.
Количество детей в подгруппе - 10
Условия реализации программы:
- Наличие материально-технического обеспечения;
- Систематичность посещения кружка;
- Отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
- Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.
Ожидаемые результаты:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Содержание программы. Учебно-тематический план занятий.
Октябрь
1. Беседа о квиллинге.
Цель: познакомить детей с инструментом и бумагой для квиллинга. Показать работы выполненные в технике квиллинг. Рассмотреть формы, выполненные в технике квиллинг.
2. Тема: «Осеннее дерево» (коллективная работа).
Цель: учить детей накручивать полоску цветной бумаги на инструмент и заклеивать край полоски. Учить наклеивать разреженные круги на веточки аппликативного дерева. Учить работать в коллективе.
Оборудование: жёлтая и оранжевая бумага 15х10, 4 полоски, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент.
3. Тема: «Гусеничка».
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженные круги на инструмент и заклеивать край полоски. Учить наклеивать разреженные круги на цветной листочек дерева. Учить работать самостоятельно.
Оборудование: трафарет листочка, 8 полосок зеленого цвета, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент.
4. Тема: «Дождь»(коллективная работа).
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженные круги. Учить выполнять из разреженных кругов форму «капелька». Продолжать учить работать в коллективе.
Оборудование: 5 полосок голубой и синей бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент.
Ноябрь
1. Тема: «Яблонька».
Цель: продолжать учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: листок белой бумаги с силуэтом дерева (половина листа А4), зелёная и коричневая бумага, клей ПВА, кисточка, инструмент, 10-12 красных или жёлтых полосок для квиллинга (для яблочек).
2. Тема: «Гриб».
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет гриба (на каждого ребёнка), листок белой бумаги 15х20, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент, 10 коричневых и 10 белых полосок для квиллинга.
3. Тема: «Виноград»
Цель:продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет листа винограда, бумага зелёного цвета, круг белого цвета диаметром 15 см, 15 – 20 полосок фиолетового цвета для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент.
4. Тема: «Бабочка».
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет деталей бабочки, цветная бумага, разноцветные полоски для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент.
Декабрь
1. Тема: «Снежинка».
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Закреплять выполнение форм «капелька» и «разреженный круг».
Оборудование: трафарет круга, 9 полосок голубого цвета и 5 полосок белого цвета для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент.
2. Тема: «Ветка рябины».
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: лист белой бумаги (половинка А4) с изображением ветки, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент, 10-15 полосок красной бумаги для квиллинга (для рябины).
3. Тема: «Украсим ёлочку».
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет ёлочки, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент, разноцветная бумага для квиллинга.
4. Тема: «Снеговик» (коллективная работа).
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженные круги. Учить выполнять из разреженных кругов форму «капелька». Продолжать учить работать в коллективе.
Оборудование: картон серебристого цвета, цветные полоски для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент.
Январь
1. Тема: «Ёлочка».
Цель: продолжать учить детей скручивать «капельку».
Оборудование: лист голубого картона 15 на 20 см,14 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент.
2. Тема: «Снегирь».
Цель: Учить детей выполнять форму треугольник (для клюва). Продолжать учить детей скручивать «капельку».
Оборудование: лист бумаги с нарисованным снегирём без клюва и хвоста, 6 чёрных полосок бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент.
3. Тема: «Аквариум с рыбками» (коллективная работа).
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженные круги. Учить выполнять из разреженных кругов форму «капелька». Продолжать учить работать в коллективе.
Февраль
1. Тема: «Снежинки»(коллективная работа).
Цель: продолжать учить детей выполнять формы «капелька», «треугольник». Продолжать учить работать в коллективе.
Оборудование: ватман с нарисованными снеговыми тучами, по 15-20 полосок голубой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка.
2. Тема: «Цветы для украшения торта».
Цель: продолжать учить детей выполнять «капелька» и «разреженный круг», наклеивать цветы на готовую форму.
Оборудование: кусочки торта из картона, 7 полосок розовой, 1 полоска жёлтой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент.
3. Тема: «Сердечко».
Цель: учить детей выполнять форму «глаз».
Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (сердечко).
Оборудование: трафарет сердца,картон оранжевого цвета, красные, зеленые полоски бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент.
4. Тема «Барашек».
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет барашка, картон желтого цвета, белые полоски бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент.
Март
1. Тема: «Солнышко».
Цель: Продолжать учить детей выполнять форму треугольник и разреженный круг из трёх полосок.
Оборудование: лист голубого картона 15х20 см, 12 полосок бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент.
2. Тема: «Ландыши для мамы».
Цель: продолжать учить детей выполнять формы квиллинга – «глаз», «разреженный круг».
Оборудование: ромб голубого картона с силуэтом стебля цветка, 5 белых полосок для квиллинга (цветочки), 3-4 зелёных (листики), клей ПВА, кисточка, инструмент.
3. Тема «Божья коровка».
Цель: Учить детей выполнять разреженный круг из двух полосок.
Оборудование: картон красного и бежевого цвета, полоски бумаги для квиллинга черного и белого цвета, клей ПВА, кисточка, инструмент.
4. Тема «Лебедь».
Цель: продолжать учить детей выполнять формы квиллинга - «разреженный круг», «глаз», «треугольник».
Оборудование: лист голубого картона с силуэтом лебедя, полоски бумаги для квиллига белого цвета, клей ПВА, кисточка, инструмент.
Апрель
1. Тема: «Капель».
Цель: продолжать учить детей выполнять форму квиллинга – «капелька», «разреженный круг».
Оборудование: лист белого картона (формат А4) с нарисованными сосульками, 15 голубых полосок для квиллинга, клей ПВА, кисточка,инструмент.
2. Тема: «Мимоза».
Цель: продолжать учить выполнять форму «разреженный круг», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.
Оборудование: лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листочка, жёлтые полоски бумаги для квиллинга, 2 зелёные полоски для листиков, ножницы, клей ПВА, кисточка, инструмент.
3. Тема: «Пасхальный венок» (коллективная работа).
Цель: продолжать учить детей выполнять форму квиллинга – «капелька», «разреженный круг». Продолжать учить работать в коллективе.
Оборудование: трафарет пасхального венка, разноцветные полоски бумаги для квиллига, клей ПВА, кисточка, инструмент.
4. Тема: «Лошадка».
Цель: продолжать учить выполнять формы - «разреженный круг», «капелька», закрепить умение детей обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру.
Оборудование: трафарет лошадки, разноцветные полоски бумаги для квиллинга, клей ПВА, ножницы, кисточка, инструмент.
Май
1. Тема: «Цветы в вазе».
Цель: продолжать учить детей выполнять формы квиллинга – «треугольник», «капелька», «разреженный круг».
Учить детей составлять композицию по образцу.
Оборудование: лист белого картона 15х20 см. с аппликативной вазой и стеблями цветов, голубые, жёлтые, синие, белые, зелёные полоски цветной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент.
2. Тема: «Первые листочки».
Цель: продолжать учить детей выполнять форму квиллинга - «капелька».
Оборудование: лист белого картона с силуэтом ветки, полоски бумаги для квиллинга зеленого цвета, клей ПВА, кисточка, инструмент.
3. Тема: «Цветочные фантазии».
Цель: Закрепить умение детей составлять из знакомых элементов квиллинга композицию.
Оборудование: овал из цветного картона, цветные полоски для квиллинга, клей ПВА, кисточка, инструмент.
Методическое обеспечение программы кружка.
I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз, 2009 г.
5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
7. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
8. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
9. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
10. http:/stranamasterov.ru