Вот и пришло время отдавать вашего ребёнка в школу. Но готов ли малыш к новому периоду своей жизни? Это можно легко проверить, ведь существуют критерии психологической готовности ребёнка к школе. Наша статья поможет родителям понять, стоит ли отдавать ребёнка в школу сейчас или может целесообразней подождать ещё год.

 

С радостью и трепетом школьные годы вспоминают далеко не все. У многих в школе возникали проблемы с учёбой и взаимодействием с коллективом. Корень сложностей в большинстве случаев нужно искать ещё в дошкольном возрасте. Родители, как правило, отдают ребёнка в школу, как только тому исполняется шесть или семь лет, но при этом не обращают абсолютно никакого внимания на развитие малыша. В итоге оказывается, что ребёнку тяжело учиться, он не может найти общий язык со сверстниками, не слушает учителей. Не спешите сокрушаться «какой непослушный ребёнок», ведь не всегда виноват маленький школьник. Часто в такой ситуации виноваты сами родители, которые спешат записать своё чадо в школу, чтобы быть как все. При этом они не замечают (или не хотят замечать), что ребёнок просто не готов к школе, у него пока ещё не сформировались важные компоненты, необходимые для обучения.

 

Будьте внимательными родителями, ориентируйтесь на индивидуальные особенности своего ребёнка, и тогда он полюбит школу и будет успешен в учёбе.


Психологическая готовность к школе

Существуют определённые критерии, по которым осуществляется определение психологической готовности ребёнка к школе. Дошкольник может продемонстрировать готовность только по одному критерию, это значит, что над остальными придётся работать дома. Самой важной, пожалуй, является социально психологическая готовность к школе, которая заключается в наличии у ребёнка учебной мотивации. То есть, дошкольник должен выражать интерес к знаниям, хотеть примерить на себя новый статус – ученика. Ребёнок готов к школе, если у него есть соответствующая социальная позиция: он умеет взаимодействовать в коллективе, слушать старшего и выполнять его требования, контролировать собственное поведение.

 

Психологическая готовность включает в себя и готовность интеллектуальную. У ребёнка в возрасте шести – семи лет должно быть хорошо развито словесно-логическое, абстрактное, образное мышление. О готовности к обучению говорит то, что ребёнок легко устанавливает логические связи, понимает инструкции и следует им. Также важна речевая подготовка и хотя бы минимальные знания из различных областей (математическая и пространственно-географическая подготовка).

 

Психофизическая готовность также является ключевым фактором при приёме ребёнка в школу. Дошкольник должен уверено владеть ручкой, карандашом, ножницами, ориентироваться в пространстве, прочее.

 

Не расстраивайтесь, если ваш ребёнок уже достиг возраста ученика, но пока не готов к школе по каким-то причинам, записывайте его в учебное заведение, когда психологическая подготовка будет на высоком уровне, а для этого занимайтесь с малышом дома, водите его на подготовительные занятия. Подтянуть знания и выработать умения (при отсутствии отклонений) можно за год, а то и меньше.

 

Диагностика готовности к школе

Существуют различные методики, по которым осуществляется диагностика психологической готовности шестилетнего – семилетнего ребёнка к школе. Их используют при беседах с будущими первоклассниками в учебных заведениях. Проверить, насколько ваш малыш готов стать учеником можно и в домашних условиях. В этом поможет тест Керна – Иерасека. Суть теста заключается в том, чтобы попросить дошкольника нарисовать фигуру человека, скопировать написанную фразу, срисовать точки в определённом положении. Простая диагностика готовности к обучению помогает определить уровень развития ребёнка, его способность к подражанию, демонстрирует развитие глазомера, а, как известно, аналогичным образом тестируют детей и в школе.

Методики тестирования могут быть разными: к примеру, диагностика мотивационной готовности к школе осуществляется путём опроса ребёнка. У дошкольника спрашивают, хочет ли он в школу, как он будет учиться, прочее. Кроме того, при приёме в школу проверяют общую осведомленность ребёнка: дошкольник должен знать свою фамилию, имя и отчество, знать сведенья о своей семье, определять время суток и время года, прочее. Педагог при беседе с ребёнком проводит обследование смысловой и кратковременной памяти, проверяет уровень развития мышления, словарный запас, связную речь. Многие методы диагностики готовности шестилетнего ребёнка к обучению в школе имеют игровую форму, так как в этом возрасте свои умения дошкольник лучше всего демонстрирует в игре.

 

Часто бывают случаи, когда ребёнок показывает прекрасные результаты дома, но при этом не может справиться с заданиями при беседе с педагогом. Подготовьте своего малыша к собеседованию в школе: важно, чтобы он был уверен в своих силах и не терялся в стрессовых ситуациях.