Значение речи педагога в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить: это и образец для детей, еще только усваивающих родной язык, и средство воздействия на них. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

 

 

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Воспитатель — образец для подражания, транслятор социокультурных традиций. Через него происходит передача общечеловеческих норм и правил. Именно педагог знакомит детей с доступными моделями общения, воспитывает доброжелательное отношение к сверстникам, учит играть вместе, и, самое главное, правильно говорить.


Доходчивость речи зависит от ее живости и образности. Меткое слово, сказанное вовремя, к случаю, делает речь особенно убедительной. Слова речи находятся в непрерывной связи со всей нашей интеллектуальной и эмоциональной жизнью. В речи мы выражаем не только мысли, но и свое отношение: одобрение, порицание, ласку, укоризну и т. д. Эмоциональное отношение мы передаем соответствующей интонацией, а также подбором эмоционально окрашенных слов.


В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, небольшой словарь, бедность семантики слов. Говорить с детьми надо так, чтобы им было все понятно, чтобы речь воспитателя доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы и действовала на чувства.


Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

 

Речь должна быть:
-грамматически правильно построенной, связной;
-с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
-выдержана в определенном темпе и громкости;
-интонационно выразительной;
-доступной для понимания;
-с правильным и точным использованием словесных обозначений.


Некоторые недочеты речи педагога:
-торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия). Лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе.
-невнятность произношения;
-монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
-повышенная громкость голоса (переходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп.
-неточность произнесения отдельных звуков или слов;
-нарушения в лексико-грамматическом оформлении;
-употребление в речи слов-паразитов;
-небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
-побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т. д.
-речь с национальным акцентом, с с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.
-произнесение слов с неправильным ударением;
-неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

 

Требования к связной речи педагога и ее лексико-грамматическому оформлению.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное содержание является необходимым качеством речи педагога. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

 

 

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, т. к. при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громозкой, трудной для восприятия. При рассказе необходимо использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты. Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать просторечий, слов, вышедших из употребления.


В качестве недостатков словаря воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, убери чашечку со столика» и т. п.); засоренность речи лишними словами («ну, так сказать, значит»); употребление в речи слов, не учитывая возраст детей.


В целом рассказ рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь.


Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее: правильно произносить все звуки родного языка; устранять имеющиеся дефекты речи; иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию; использовать в своей речи литературное произношение; стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания; в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса; связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текста, точно используя слова и грамматические конструкции (соответствующие возрасту детей); речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам детского сада.